Новинка: почему аристотель никогда не стал бы расистом и что может быть лучше справедливости

Опубликовано: 15.2.2020
почему аристотель никогда не стал бы расистом и что может быть лучше справедливости

Аристотель говорил, что кроме исключительных случаев бесцельного поведения люди всегда действуют с некоторой целью. В своих размышлениях они в первую очередь думают о конечном результате. Становясь старше и серьезнее, мы стараемся собрать все наши разнообразные цели в одно целое — в единую схему жизни. Если мы так не делаем, то должны бы.

Иное дело — семья. Давайте предположим, что все члены семьи — друзья в самом высоком смысле этого слова. Когда два человека дружат таким образом, они любят друг друга. Любовь побуждает каждого из них желать блага второму: жаждать, чтобы он получал выгоду, и делать все необходимое, чтобы улучшить и обогатить его жизнь. В такой дружбе каждый будет действовать с целью помочь счастью другого. Вот почему в любящей семье нет нужды в справедливости.

Почему Аристотель никогда не стал бы расистом

Поскольку мы не можем жить хорошо в полном одиночестве, мы обязаны думать о том, что сделать, чтобы хорошо жить с другими, и что другие могут и должны сделать, чтобы помочь нам в нашем стремлении к счастью.

По материалам книги  «Аристотель для всех».

Так же как мы естественно хотим приобрести знания, мы естественно хотим любить других людей и быть любимыми ими. Жизнь, в которой полностью отсутствует любовь и друзья, — это жизнь, лишенная крайне необходимого блага.

Возможно, менее очевидными кажутся душевные блага, которые нужны нам, поскольку мы не только мыслящие, но и общественные животные. Мы не можем жить хорошо в полном одиночестве. Жизнь в уединении не лучше, чем жизнь раба или человека в цепях.

Наиболее очевидными из душевных благ являются блага разума, такие как всевозможные знания, включая навыки и умения. Среди навыков, в которых все мы нуждаемся, находится и навык мышления. Он необходим нам не только чтобы производить хорошие вещи, но и чтобы хорошо действовать и хорошо жить.

Нам стоит попытаться разработать план, чтобы жить как можно лучше. Аристотель заявлял, что неспланированная жизнь не стоит изучения, так как в таком случае мы не знаем, что пытаемся сделать и почему, куда намереваемся попасть и каким образом. Это суматоха и беспорядок.

Жизненный план

Конечно, любовь. По мнению Аристотеля, если бы все люди были друзьями, в справедливости не было бы необходимости. Но все члены государства не могут дружить, поэтому справедливость необходима, чтобы мирно и гармонично объединить их в это самое большое из всех человеческих обществ.

Стремление к счастью и эгоизм

Знаете, без какого важнейшего навыка невозможно ориентироваться в окружающей нас реальности? Без способности к классификации. И это как раз то умение, в котором больше всего преуспел Аристотель. Именно его классификация наук стала настоящим открытием для современников. Он же разделил все физические объекты на неодушевленные тела, растения и живот­ных. А человека назвал рациональным животным, умеющим думать и задавать вопросы; способ­ным к философскому мышлению.

Стремление к счастью эгоистично в той степени, что хорошая жизнь субъективна и не является хорошей жизнью для кого-­то другого. Но, когда мы понимаем, что не в силах добиться своего счастья, не учитывая счастье других, оказывается, что нельзя быть абсолютно эгоистичными и успешными.

Хорошая жизнь, или счастье, — это набор действительных благ, и он одинаков для всех людей. К телесным и внешним благам Аристотель добавляет третье — блага для души. Мы могли бы назвать их психологическими благами, как могли бы назвать телесные блага — физическими.

Люди и неразумные животные отличаются существенно. Высокие люди и низкие, толстые и худые отличаются случайно. Такие индивидуальные различия менее важны, чем одна вещь, объединяющая всех мужчин и женщин, — их общая человечность, являющаяся единственной причиной, по которой все люди равны.

Может ли человечество делиться на более мелкие виды и подклассы по цвету кожи, чертам лица, форме головы и так далее? Аристотель высказывает важную мысль: не все характеристики объекта определяют его природу или сущность.

Именно поэтому, по мнению Аристотеля, и должна быть справедливость. Она связана с благами других людей, не только наших друзей и близких, но и всех остальных. Жизнь в хорошем обществе в значительной степени способствует стремлению человека к счастью, потому что такой социум справедливо взаимодействует с людьми. Он также требует, чтобы индивид был справедлив по отношению к другим и действовал на благо общества в целом. В достижении общего блага участвуют все члены социума.

Любовь лишена эгоизма. Когда мы по-­настоящему любим кого-­то, мы даем любимому человеку самих себя щедро и бескорыстно. Но, когда мы действуем справедливо по отношению к другим, мы эгоистичны, так как хотим от них справедливости взамен.

Хорошая жизнь

Единственная правильная цель — это хорошая жизнь. Но средством для какой цели является хорошая жизнь? На этот вопрос нет ответа, говорил Аристотель, потому что хорошая жизнь — это самоцель, мы стремимся к ней не ради чего-либо еще. Итак, что же такое хорошая жизнь?

Что может быть лучше справедливости?

Философия помогает нам разобраться в себе и лучше понять реальность, в которой мы живем. Именно поэтому профессор Мортимер Адлер написал книгу «Аристотель для всех». В ней простыми словами объясняются основные идеи великого философа — основоположника формальной логики и базовых принципов онтологии. Хотите знать, что он думал о человеке, смысле жизни, счастье и любви?

Источник: http://www.sevbk.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться